В этом посте разберём актуальную тему — что говорят эксперты и ассоциация РОАД про налог на автомобили старше 15 лет в России. Узнаете, почему эта идея взбудоражила владельцев старых машин и что с ней будет на самом деле.
Представьте: вы владеете машиной, которая уже перевалила за 15 лет, и вдруг узнаёте — налог на неё хотят поднять. Плюс могут обязать проходить техосмотр дважды в год и грозят утилизацией. Что делать? Менять машину или готовиться платить больше? Давайте вместе взглянем, почему вокруг этой инициативы такой шум.
Что предлагают и зачем
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подготовила законопроект с несколькими основными моментами:
- Повышение транспортного налога на автомобили старше 15 лет примерно на 50%. Например, если сейчас налог 10 тыс. рублей, то станет 15 тыс. в год.
- Введение обязательного техосмотра дважды в год для таких машин.
- Запуск государственной программы утилизации — владельцам 20-летних авто предлагают компенсацию 300-400 тыс. рублей при покупке нового автомобиля.
Цель инициативы — стимулировать обновление автопарка в России. Сегодня средний возраст машины в стране — около 16,5 лет, а уже сейчас 70% автопарка старше 15 лет. Такая ситуация ведёт к техническому и экологическому устареванию транспортных средств.
Проблемы, которые пытаются решить
Российские дороги буквально завалены старыми машинами. Машина старше 15 лет — это почти старушка, которая нуждается в частом ремонте, хуже влияет на экологию и безопасность на дороге. В теории, повышенный налог и техосмотр должны стимулировать водителей заменить "старьё" на новый, более надёжный и экологичный автомобиль.
Но вот загвоздка: многие водители на самом деле не могут себе позволить новую машину. Цена даже самой бюджетной новой модели сегодня ощутимо выше стоимости "Жигулей" или "Форда" с рынка б/у авто. Например, бюджетные варианты с пробегом 15-20 лет стоят от 50 до 500 тысяч рублей. Даже с учетом утилизации в 300-400 тысяч покупка новой машины остаётся труднодостижимой мечтой.
Почему нововведения вызывают споры
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков говорит прямо: у многих владельцев старых авто просто нет денег менять машины на новые. Повышение налога и удвоенный техосмотр увеличат финансовую нагрузку, но не решат проблему замены машин. Есть риск, что:
- Владельцы старых авто будут просто платить больше налогов, тратя последние деньги.
- Некоторые вовсе откажутся от машины, потому что на новые не заработают.
- Техническое состояние автопарка станет ещё хуже — платить налоги смогут, а ремонтировать — нет.
Экс-глава РОАД Олег Мосеев добавляет, что идея преждевременна и нуждается в серьёзной государственной поддержке, иначе риски социального недовольства возрастают.
Что говорит президент РОАД Алексей Подщеколдин
Сам глава РОАД в интервью развеял мифы о законопроекте. На деле инициативы пока нет — законопроект только разрабатывается, и ассоциация ещё не вносила его на рассмотрение в правительство.
Подщеколдин подчёркивает:
- РОАД не торопится вводить повышенный налог именно с 15 лет — возможно, разумнее установить порог в 20-25 лет.
- Сегодня финансовые возможности государства и россиян не позволяют массово утилизировать 20 миллионов машин.
- Чтобы не допустить рост среднего возраста автопарка до 20 лет, необходимо продавать минимум 3 миллиона новых автомобилей в год, но сейчас рынок «болен» из-за низкой покупательской способности.
- Госпрограмма утилизации старых машин в нынешних условиях пока не возродится.
В общем, решение о налоге на старые авто ещё не принято и будет взвешенным и осторожным.
Практические выводы для владельцев старых автомобилей
Если у вас машина старше 15 лет, не стоит сейчас паниковать. Налогы поднимут не завтра и не в таком масштабе. Но не мешает подготовиться:
- Следите за состоянием машины и проходите техосмотры — их могут сделать обязательными дважды в год.
- Обдумайте перспективы замены автомобиля, если это позволит бюджет.
- Следите за госпрограммами утилизации и субсидий — их возрождение может сильно помочь.
- Если есть возможность, изучите предложения кредитования и рассрочек, возможно, скоро станут доступнее.
Таблица инициатив и их текущий статус
| Инициатива | Что предлагает | Статус и комментарии |
|---|---|---|
| Повышение налога на авто 15+ | Увеличение налога на 50% | Проект в разработке, пока не внесён |
| Техосмотр дважды в год | Обязательный техосмотр для старых | Может быть введён, точных решений нет |
| Программа утилизации | Компенсация 300-400 тыс. рублей | Планируется, но реализация под вопросом |
| Повышение порога возраста | От 15 лет к 20-25 годам | Предполагается пересмотр срока для стимулирования |
| Рост продаж новых авто | Минимум 3 млн машин в год | Требует улучшения финансовой доступности для россиян |
Итог
Налог на автомобили старше 15 лет — тема горячая и очень важная. С одной стороны, есть острая необходимость обновления автопарка и снижения количества старых, загрязняющих среду машин. С другой — массовое повышение налогов на старый транспорт без финансовой поддержки владельцев приведёт к социальным проблемам и техническому упадку.
Россия стоит на распутье: поддержать старых автовладельцев или надавить на рынок обновления авто? Пока окончательное решение отложено, но оно не за горами. Следите за новостями и готовьтесь к переменам заранее!