В этом посте разберём актуальную тему — что говорят эксперты и ассоциация РОАД про налог на автомобили старше 15 лет в России. Узнаете, почему эта идея взбудоражила владельцев старых машин и что с ней будет на самом деле.

Представьте: вы владеете машиной, которая уже перевалила за 15 лет, и вдруг узнаёте — налог на неё хотят поднять. Плюс могут обязать проходить техосмотр дважды в год и грозят утилизацией. Что делать? Менять машину или готовиться платить больше? Давайте вместе взглянем, почему вокруг этой инициативы такой шум.

Что предлагают и зачем

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подготовила законопроект с несколькими основными моментами:

  • Повышение транспортного налога на автомобили старше 15 лет примерно на 50%. Например, если сейчас налог 10 тыс. рублей, то станет 15 тыс. в год.
  • Введение обязательного техосмотра дважды в год для таких машин.
  • Запуск государственной программы утилизации — владельцам 20-летних авто предлагают компенсацию 300-400 тыс. рублей при покупке нового автомобиля.

Цель инициативы — стимулировать обновление автопарка в России. Сегодня средний возраст машины в стране — около 16,5 лет, а уже сейчас 70% автопарка старше 15 лет. Такая ситуация ведёт к техническому и экологическому устареванию транспортных средств.

Проблемы, которые пытаются решить

Российские дороги буквально завалены старыми машинами. Машина старше 15 лет — это почти старушка, которая нуждается в частом ремонте, хуже влияет на экологию и безопасность на дороге. В теории, повышенный налог и техосмотр должны стимулировать водителей заменить "старьё" на новый, более надёжный и экологичный автомобиль.

Но вот загвоздка: многие водители на самом деле не могут себе позволить новую машину. Цена даже самой бюджетной новой модели сегодня ощутимо выше стоимости "Жигулей" или "Форда" с рынка б/у авто. Например, бюджетные варианты с пробегом 15-20 лет стоят от 50 до 500 тысяч рублей. Даже с учетом утилизации в 300-400 тысяч покупка новой машины остаётся труднодостижимой мечтой.

Почему нововведения вызывают споры

Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков говорит прямо: у многих владельцев старых авто просто нет денег менять машины на новые. Повышение налога и удвоенный техосмотр увеличат финансовую нагрузку, но не решат проблему замены машин. Есть риск, что:

  • Владельцы старых авто будут просто платить больше налогов, тратя последние деньги.
  • Некоторые вовсе откажутся от машины, потому что на новые не заработают.
  • Техническое состояние автопарка станет ещё хуже — платить налоги смогут, а ремонтировать — нет.

Экс-глава РОАД Олег Мосеев добавляет, что идея преждевременна и нуждается в серьёзной государственной поддержке, иначе риски социального недовольства возрастают.

Что говорит президент РОАД Алексей Подщеколдин

Сам глава РОАД в интервью развеял мифы о законопроекте. На деле инициативы пока нет — законопроект только разрабатывается, и ассоциация ещё не вносила его на рассмотрение в правительство.

Подщеколдин подчёркивает:

  • РОАД не торопится вводить повышенный налог именно с 15 лет — возможно, разумнее установить порог в 20-25 лет.
  • Сегодня финансовые возможности государства и россиян не позволяют массово утилизировать 20 миллионов машин.
  • Чтобы не допустить рост среднего возраста автопарка до 20 лет, необходимо продавать минимум 3 миллиона новых автомобилей в год, но сейчас рынок «болен» из-за низкой покупательской способности.
  • Госпрограмма утилизации старых машин в нынешних условиях пока не возродится.

В общем, решение о налоге на старые авто ещё не принято и будет взвешенным и осторожным.

Практические выводы для владельцев старых автомобилей

Если у вас машина старше 15 лет, не стоит сейчас паниковать. Налогы поднимут не завтра и не в таком масштабе. Но не мешает подготовиться:

  • Следите за состоянием машины и проходите техосмотры — их могут сделать обязательными дважды в год.
  • Обдумайте перспективы замены автомобиля, если это позволит бюджет.
  • Следите за госпрограммами утилизации и субсидий — их возрождение может сильно помочь.
  • Если есть возможность, изучите предложения кредитования и рассрочек, возможно, скоро станут доступнее.

Таблица инициатив и их текущий статус

Инициатива Что предлагает Статус и комментарии
Повышение налога на авто 15+ Увеличение налога на 50% Проект в разработке, пока не внесён
Техосмотр дважды в год Обязательный техосмотр для старых Может быть введён, точных решений нет
Программа утилизации Компенсация 300-400 тыс. рублей Планируется, но реализация под вопросом
Повышение порога возраста От 15 лет к 20-25 годам Предполагается пересмотр срока для стимулирования
Рост продаж новых авто Минимум 3 млн машин в год Требует улучшения финансовой доступности для россиян

Итог

Налог на автомобили старше 15 лет — тема горячая и очень важная. С одной стороны, есть острая необходимость обновления автопарка и снижения количества старых, загрязняющих среду машин. С другой — массовое повышение налогов на старый транспорт без финансовой поддержки владельцев приведёт к социальным проблемам и техническому упадку.

Россия стоит на распутье: поддержать старых автовладельцев или надавить на рынок обновления авто? Пока окончательное решение отложено, но оно не за горами. Следите за новостями и готовьтесь к переменам заранее!