В этой статье мы подробно разберём, как в России регулируется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей с учётом данных тахографа. Вы узнаете, какие существуют правовые нормы, как учитывается рабочее время и отдых, каким образом фиксируются и контролируются данные, а также как планировать график работы, чтобы не нарушать закон и сохранить безопасность на дороге. Всё изложено простым языком для тех, кто только начинает знакомиться с этой темой.


1. Правовые требования к режиму труда и отдыха водителей грузовиков

В России режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей строго регулируется законодательством с целью повышения безопасности на дорогах и предотвращения переутомления водителей.

  • Основные нормативные документы:

    • Приказ Минтранса РФ №15 от 20.08.2004 — базовый документ, регламентирующий режим труда и отдыха.
    • Приказ Минтранса РФ №170 от 03.05.2018 — внёс изменения в категории водителей и нормы времени.
    • Постановление Правительства РФ №1733 от 20.12.2019 — синхронизирует российские нормы с международным стандартом ЕСТР.
    • Приказ Минтранса РФ №424 от 16.10.2020 — устанавливает особенности режима труда и отдыха.
  • Кто подчиняется этим нормам?

    • Водители грузовиков массой свыше 3,5 тонн.
    • Физические лица и юридические лица, эксплуатирующие транспортные средства в коммерческих перевозках.
    • Водители, управляющие автомобилями для личных нужд, также обязаны соблюдать нормы.

2. Нормы времени управления и отдыха

Максимальное время управления автомобилем

Параметр Норма
Максимальное время управления за смену 9 часов (дважды в неделю допускается до 10 часов)
Максимальное время управления в неделю 56 часов
Максимальное время управления за 2 недели 90 часов
Максимальное время без перерыва за рулём 4,5 часа
Специальный перерыв после 4,5 часов вождения не менее 45 минут
  • Водителю разрешается увеличить время управления максимум на 2 часа, чтобы добраться до места отдыха или стоянки.
  • Перерывы для отдыха и питания должны составлять от 30 минут до 2 часов.

Учёт рабочего времени

  • Ежедневный учёт: фиксируется рабочее время в пределах 40 часов в неделю, стандартный рабочий день — 8 часов при пятидневке.
  • Суммированный учёт: применяется, если ежедневный режим не соблюдается; рабочее время суммируется за более длительный период (до 6 месяцев).

3. Особенности учёта рабочего времени: ежедневный и суммированный режимы

Параметр Ежедневный учёт Суммированный учёт
Период учёта День Неделя, месяц или до 6 месяцев
Максимальная продолжительность смены 8 часов (стандарт) 9 часов (среднее), до 12 часов в исключениях
Перерывы Минимум 15 минут после 4 часов вождения Аналогично, но с возможностью гибких графиков
Отдых между сменами Не менее двойной продолжительности смены Варьируется, с возможностью деления отдыха на части

Особенно важно, что в суммированном режиме допускается разделение междусменного отдыха на части, но одна из частей должна быть не менее 8 часов.


4. Как работает тахограф и контроль режима труда и отдыха

Тахограф — это электронное устройство, которое автоматически фиксирует:

  • Время запуска двигателя.
  • Время управления автомобилем.
  • Время отдыха и перерывов.
  • Действия водителя (с помощью персональной карты с микрочипом).

Процесс работы с тахографом

  • Водитель вставляет персональную карту в устройство.
  • При начале работы выбирается режим (например, «Отдых» или «Работа»).
  • При движении автоматически активируется режим «Вождение».
  • При остановке двигатель выключается, водитель должен переключить режим на «Отдых» (не во всех моделях — автоматически).
  • Все данные записываются в память тахографа и могут быть распечатаны по требованию контролирующих органов.

Контроль и санкции

  • Нарушения фиксируются сотрудниками ГИБДД и другими надзорными органами.
  • За превышение времени вождения или несоблюдение режима отдыха предусмотрены штрафы по статье 11.23 КоАП РФ.
  • В 2022 году в Северо-Западном регионе России было возбуждено около 2872 дел по нарушениям режима труда и отдыха, из них около 600 — за несоблюдение норм времени управления и отдыха.
  • Также штрафуют за выпуск на линию транспорта без тахографа или с неисправным прибором.

5. Практические рекомендации по планированию рабочего времени и отдыха

Планирование графика

  • Максимальное время за рулём — 9 часов в смену, с возможностью увеличения до 10 часов не чаще двух раз в неделю.
  • После 4,5 часов управления — обязательный перерыв не менее 45 минут.
  • Междусменный отдых должен быть не менее двойной продолжительности смены (например, при 8-часовом рабочем дне — минимум 16 часов отдыха).
  • Еженедельный отдых — минимум 45 часов, допускается сокращение до 24 часов с последующей компенсацией.

Организация смен с двумя водителями

  • Для дальних рейсов часто назначают экипаж из двух водителей.
  • Тахограф поддерживает одновременное использование двух карт.
  • Время за рулём делится между водителями, но суммарно не должно превышать 18 часов в сутки (по 9 часов на каждого).
  • Совокупная смена — 30 часов (21 час работы и 9 часов отдыха).

Учёт форс-мажорных ситуаций

  • Время на погрузку, разгрузку, техническое обслуживание и другие операции также учитывается как рабочее время.
  • В случае задержек и простоев, не зависящих от водителя, это время также включается в рабочее время.
  • Для завершения рейса допускается увеличение времени управления на 2 часа.

6. Как использовать данные тахографа для повышения эффективности и соблюдения норм

Обучение водителей

  • Водителям необходимо проводить обучение по правильной эксплуатации тахографа и соблюдению режима труда и отдыха.
  • Объяснять важность перерывов и риски переутомления для безопасности.

Контроль и анализ данных

  • Руководители автопарков используют данные тахографа для планирования смен и предотвращения нарушений.
  • Своевременный анализ позволяет выявлять отклонения и корректировать графики.
  • При выявлении нарушений — проводить разъяснительную работу и применять дисциплинарные меры.

Взаимодействие водителя и компании

  • Совместный доступ к данным тахографа позволяет водителю и работодателю контролировать соблюдение режима.
  • Это снижает вероятность штрафов и аварий, повышает безопасность и качество перевозок.

Итог: ключевые моменты для новичков

Тема Краткое содержание
Законодательство Регулирует режим труда и отдыха водителей грузовиков с помощью тахографа
Максимальные нормы времени 9 часов в смену, 56 часов в неделю, 90 часов за 2 недели
Перерывы и отдых Перерыв после 4,5 часов — минимум 45 минут; отдых между сменами — минимум в 2 раза больше смены
Тахограф Фиксирует все действия водителя, обеспечивает контроль и доказательную базу
Штрафы и ответственность Нарушения ведут к штрафам; ответственность и у водителя, и у компании
Практические советы Планируйте график, соблюдайте перерывы, обучайте водителей

Соблюдение режима труда и отдыха водителей грузовых автомобилей — это не только требование закона, но и гарантия безопасности на дорогах. Тахограф помогает контролировать и фиксировать рабочее время, а правильное планирование и внимание к перерывам сохраняют здоровье и работоспособность водителей. Помните: отдых — это не роскошь, а необходимость!


Если вы только начинаете работать с тахографами и режимом труда и отдыха, рекомендуем внимательно изучить нормативные документы и использовать современные средства контроля — это поможет избежать штрафов и сделать перевозки безопаснее и эффективнее.