Электросамокаты стремительно завоевали улицы Москвы, став удобным и популярным средством передвижения. Но с ростом их числа возникла необходимость в чётких правилах, чтобы обеспечить безопасность всех участников движения — и самокатчиков, и пешеходов, и автомобилистов. В этой статье мы подробно разберём актуальные правила пользования электросамокатами в Москве, зоны разрешённого движения, требования к водителям, ограничения по скорости, а также штрафы и меры контроля. Всё, что нужно знать новичку, чтобы уверенно и безопасно кататься по столице!
1. Введение: Официальные правила и статус электросамокатов в Москве
С 1 марта 2023 года электросамокаты получили официальный статус средства индивидуальной мобильности (СИМ) в Правилах дорожного движения (ПДД) России. Это значит, что теперь водители электросамокатов — официальные участники дорожного движения с определёнными обязанностями и ограничениями.
-
Что регулирует ПДД для электросамокатов?
Электросамокатам присвоен особый правовой статус: они не являются транспортными средствами в полном смысле, но и не считаются пешеходами. Водители электросамокатов обязаны соблюдать специальные правила, включая ограничения по скорости и зонам движения, но не обязаны иметь водительские права или документы. -
Отличия от других средств индивидуальной мобильности:
В категорию СИМ входят также гироскутеры, моноколёса, электрические скейтборды и роликовые коньки. Обычные самокаты без двигателя, скейтборды и ролики по-прежнему считаются пешеходами и подчиняются соответствующим правилам. -
Правила сервиса аренды:
Помимо общегородских правил, существуют сервисные ограничения, например, у МТС Юрент самокаты программируются с ограничением скорости и в «медленных зонах» автоматически замедляются.
2. Зоны разрешённого движения электросамокатов в Москве
Где можно ездить?
-
Велодорожки и велосипедные полосы — при наличии велодорожек или велосипедных полос электросамокатам разрешается передвигаться именно там. На таких дорожках движение самокатов разрешено и безопасно.
-
Тротуары и пешеходные зоны — если велодорожек нет, электросамокат можно использовать по тротуару или в пешеходной зоне, но с обязательным соблюдением приоритета пешеходов. Это значит, что самокатчик должен уступать дорогу и не создавать помех.
-
Обочина и правый край дороги — если отсутствуют и велодорожки, и тротуары, разрешается движение по обочине или правому краю проезжей части, но только на дорогах с ограничением скорости не выше 60 км/ч.
Условия использования на тротуарах и пешеходных зонах
-
В пешеходных зонах и на тротуарах скорость должна соответствовать скорости пешеходного потока, чтобы не создавать опасности.
-
При движении в пешеходных зонах приоритет всегда у пешеходов — нельзя сигналить, требовать уступить дорогу или мешать.
Знаки и разметка
В Москве введены специальные дорожные знаки, регулирующие движение СИМ:
Знак | Значение для электросамокатов |
---|---|
Дорога с полосой для велосипедистов | Разрешено движение электросамокатов по велодорожке |
Пешеходная дорожка | Разрешено движение по пешеходной дорожке |
Движение пешеходов запрещено | Движение на электросамокатах запрещено |
Эти знаки помогают чётко определить, где можно кататься, а где — нет.
Правила в неблагоприятных погодных условиях
Категорически запрещено ездить на электросамокате в дождь или при низкой видимости без включённых фар и световозвращающих элементов. Это связано с высокой вероятностью падений и ДТП.
3. Обязанности и безопасность водителя электросамоката
Безопасность и экипировка
-
Шлем и защитное снаряжение — хотя ношение шлема не является обязательным, оно настоятельно рекомендуется для всех, особенно новичков и при езде в темное время суток. Также полезны наколенники и налокотники.
-
Освещение и светоотражающие элементы — при движении ночью или в условиях плохой видимости электросамокат должен быть оборудован передней фарой белого цвета и задним красным фонарём. Водителю рекомендуется носить одежду со светоотражающими элементами.
Правила движения и взаимодействие с другими участниками
-
Пешеходные переходы — при пересечении дороги по пешеходному переходу водитель обязан спешиться и вести самокат рядом пешком.
-
Движение в один ряд — при движении по обочине или правому краю дороги движение должно быть в один ряд, без обгонов и объездов с левой стороны.
-
Один человек на самокате — запрещено ездить вдвоём или с несколькими пассажирами. Это опасно и карается штрафом.
Возрастные ограничения
Возраст водителя | Разрешённые зоны движения | Особенности |
---|---|---|
До 7 лет | Тротуары, пешеходные и велопешеходные дорожки, пешеходные зоны | Только в сопровождении взрослого |
7–14 лет | Те же зоны, что и у малышей; запрещено движение по дороге | Сопровождение не обязательно |
От 14 лет и старше | Пешеходные зоны, обочина, правый край дороги с ограничением до 60 км/ч | Можно сопровождать ребёнка до 14 лет |
4. Скоростные ограничения и правила дорожного движения
Максимальная скорость
-
В городе максимальная разрешённая скорость для электросамокатов — 25 км/ч.
-
В жилых, дворовых и велосипедных зонах скорость ограничена до 20 км/ч.
-
В «медленных зонах» (например, в местах с большой концентрацией пешеходов) скорость автоматически снижается до 5-15 км/ч.
-
На дорогах с потоком транспорта выше 60 км/ч движение электросамокатов запрещено из-за высокой опасности.
Соблюдение ПДД
-
Водители электросамокатов должны соблюдать все дорожные знаки и сигналы светофора.
-
При движении по дороге необходимо двигаться по ходу транспортного потока, по правой стороне.
-
Запрещается ездить на электросамокате в состоянии опьянения.
5. Ответственность, штрафы и контроль
Основные штрафы
Нарушение | Размер штрафа (руб.) |
---|---|
Превышение скорости или езда в запрещённой зоне | 800 |
Езда по дороге с ограничением скорости >60 км/ч | 1000 |
Езда вдвоём на электросамокате | до 5000 (в Москве — до 100 000) |
Причинение вреда здоровью по неосторожности | 1000–1500 |
Создание помех движению транспорта | 1000 |
Штрафы выписывает Госавтоинспекция, которая активно контролирует соблюдение правил.
Контроль и профилактика
-
Многие сервисы аренды электросамокатов оснащены встроенными ограничителями скорости и геозонами, которые не позволяют выехать за разрешённые пределы.
-
В приложениях сервисов можно получить предупреждения о приближении к запрещённой зоне.
-
Для повышения безопасности сервисы предлагают добровольное страхование жизни и здоровья.
Итог: Как безопасно и законно ездить на электросамокате в Москве
- Соблюдайте ограничения по скорости (не более 25 км/ч в городе и 20 км/ч в жилых зонах).
- Катайтесь только в разрешённых зонах — велодорожках, тротуарах (с приоритетом пешеходов) и обочинах дорог с ограничением 60 км/ч.
- При переходе через дорогу спешитесь и ведите самокат пешком.
- Не ездите вдвоём на одном самокате — это опасно и карается штрафом.
- Обязательно используйте световые приборы и светоотражающие элементы в темное время суток.
- Помните, что при нарушении правил можно получить штраф от 800 до 100 000 рублей.
- Для новичков рекомендуем начинать кататься в спокойных местах с небольшой скоростью и обязательно использовать защитное снаряжение.
Соблюдая эти правила, вы не только обезопасите себя, но и сделаете улицы Москвы комфортнее и безопаснее для всех участников движения. Катайтесь с умом — и пусть каждая поездка на электросамокате приносит только радость и свободу передвижения!
Будьте внимательны, соблюдайте правила и наслаждайтесь городской мобильностью!