Электросамокаты стремительно завоевали улицы Москвы, став удобным и популярным средством передвижения. Но с ростом их числа возникла необходимость в чётких правилах, чтобы обеспечить безопасность всех участников движения — и самокатчиков, и пешеходов, и автомобилистов. В этой статье мы подробно разберём актуальные правила пользования электросамокатами в Москве, зоны разрешённого движения, требования к водителям, ограничения по скорости, а также штрафы и меры контроля. Всё, что нужно знать новичку, чтобы уверенно и безопасно кататься по столице!


1. Введение: Официальные правила и статус электросамокатов в Москве

С 1 марта 2023 года электросамокаты получили официальный статус средства индивидуальной мобильности (СИМ) в Правилах дорожного движения (ПДД) России. Это значит, что теперь водители электросамокатов — официальные участники дорожного движения с определёнными обязанностями и ограничениями.

  • Что регулирует ПДД для электросамокатов?
    Электросамокатам присвоен особый правовой статус: они не являются транспортными средствами в полном смысле, но и не считаются пешеходами. Водители электросамокатов обязаны соблюдать специальные правила, включая ограничения по скорости и зонам движения, но не обязаны иметь водительские права или документы.

  • Отличия от других средств индивидуальной мобильности:
    В категорию СИМ входят также гироскутеры, моноколёса, электрические скейтборды и роликовые коньки. Обычные самокаты без двигателя, скейтборды и ролики по-прежнему считаются пешеходами и подчиняются соответствующим правилам.

  • Правила сервиса аренды:
    Помимо общегородских правил, существуют сервисные ограничения, например, у МТС Юрент самокаты программируются с ограничением скорости и в «медленных зонах» автоматически замедляются.


2. Зоны разрешённого движения электросамокатов в Москве

Где можно ездить?

  • Велодорожки и велосипедные полосы — при наличии велодорожек или велосипедных полос электросамокатам разрешается передвигаться именно там. На таких дорожках движение самокатов разрешено и безопасно.

  • Тротуары и пешеходные зоны — если велодорожек нет, электросамокат можно использовать по тротуару или в пешеходной зоне, но с обязательным соблюдением приоритета пешеходов. Это значит, что самокатчик должен уступать дорогу и не создавать помех.

  • Обочина и правый край дороги — если отсутствуют и велодорожки, и тротуары, разрешается движение по обочине или правому краю проезжей части, но только на дорогах с ограничением скорости не выше 60 км/ч.

Условия использования на тротуарах и пешеходных зонах

  • В пешеходных зонах и на тротуарах скорость должна соответствовать скорости пешеходного потока, чтобы не создавать опасности.

  • При движении в пешеходных зонах приоритет всегда у пешеходов — нельзя сигналить, требовать уступить дорогу или мешать.

Знаки и разметка

В Москве введены специальные дорожные знаки, регулирующие движение СИМ:

Знак Значение для электросамокатов
Дорога с полосой для велосипедистов Разрешено движение электросамокатов по велодорожке
Пешеходная дорожка Разрешено движение по пешеходной дорожке
Движение пешеходов запрещено Движение на электросамокатах запрещено

Эти знаки помогают чётко определить, где можно кататься, а где — нет.

Правила в неблагоприятных погодных условиях

Категорически запрещено ездить на электросамокате в дождь или при низкой видимости без включённых фар и световозвращающих элементов. Это связано с высокой вероятностью падений и ДТП.


3. Обязанности и безопасность водителя электросамоката

Безопасность и экипировка

  • Шлем и защитное снаряжение — хотя ношение шлема не является обязательным, оно настоятельно рекомендуется для всех, особенно новичков и при езде в темное время суток. Также полезны наколенники и налокотники.

  • Освещение и светоотражающие элементы — при движении ночью или в условиях плохой видимости электросамокат должен быть оборудован передней фарой белого цвета и задним красным фонарём. Водителю рекомендуется носить одежду со светоотражающими элементами.

Правила движения и взаимодействие с другими участниками

  • Пешеходные переходы — при пересечении дороги по пешеходному переходу водитель обязан спешиться и вести самокат рядом пешком.

  • Движение в один ряд — при движении по обочине или правому краю дороги движение должно быть в один ряд, без обгонов и объездов с левой стороны.

  • Один человек на самокате — запрещено ездить вдвоём или с несколькими пассажирами. Это опасно и карается штрафом.

Возрастные ограничения

Возраст водителя Разрешённые зоны движения Особенности
До 7 лет Тротуары, пешеходные и велопешеходные дорожки, пешеходные зоны Только в сопровождении взрослого
7–14 лет Те же зоны, что и у малышей; запрещено движение по дороге Сопровождение не обязательно
От 14 лет и старше Пешеходные зоны, обочина, правый край дороги с ограничением до 60 км/ч Можно сопровождать ребёнка до 14 лет

4. Скоростные ограничения и правила дорожного движения

Максимальная скорость

  • В городе максимальная разрешённая скорость для электросамокатов — 25 км/ч.

  • В жилых, дворовых и велосипедных зонах скорость ограничена до 20 км/ч.

  • В «медленных зонах» (например, в местах с большой концентрацией пешеходов) скорость автоматически снижается до 5-15 км/ч.

  • На дорогах с потоком транспорта выше 60 км/ч движение электросамокатов запрещено из-за высокой опасности.

Соблюдение ПДД

  • Водители электросамокатов должны соблюдать все дорожные знаки и сигналы светофора.

  • При движении по дороге необходимо двигаться по ходу транспортного потока, по правой стороне.

  • Запрещается ездить на электросамокате в состоянии опьянения.


5. Ответственность, штрафы и контроль

Основные штрафы

Нарушение Размер штрафа (руб.)
Превышение скорости или езда в запрещённой зоне 800
Езда по дороге с ограничением скорости >60 км/ч 1000
Езда вдвоём на электросамокате до 5000 (в Москве — до 100 000)
Причинение вреда здоровью по неосторожности 1000–1500
Создание помех движению транспорта 1000

Штрафы выписывает Госавтоинспекция, которая активно контролирует соблюдение правил.

Контроль и профилактика

  • Многие сервисы аренды электросамокатов оснащены встроенными ограничителями скорости и геозонами, которые не позволяют выехать за разрешённые пределы.

  • В приложениях сервисов можно получить предупреждения о приближении к запрещённой зоне.

  • Для повышения безопасности сервисы предлагают добровольное страхование жизни и здоровья.


Итог: Как безопасно и законно ездить на электросамокате в Москве

  • Соблюдайте ограничения по скорости (не более 25 км/ч в городе и 20 км/ч в жилых зонах).
  • Катайтесь только в разрешённых зонах — велодорожках, тротуарах (с приоритетом пешеходов) и обочинах дорог с ограничением 60 км/ч.
  • При переходе через дорогу спешитесь и ведите самокат пешком.
  • Не ездите вдвоём на одном самокате — это опасно и карается штрафом.
  • Обязательно используйте световые приборы и светоотражающие элементы в темное время суток.
  • Помните, что при нарушении правил можно получить штраф от 800 до 100 000 рублей.
  • Для новичков рекомендуем начинать кататься в спокойных местах с небольшой скоростью и обязательно использовать защитное снаряжение.

Соблюдая эти правила, вы не только обезопасите себя, но и сделаете улицы Москвы комфортнее и безопаснее для всех участников движения. Катайтесь с умом — и пусть каждая поездка на электросамокате приносит только радость и свободу передвижения!


Будьте внимательны, соблюдайте правила и наслаждайтесь городской мобильностью!